Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Произнесите «смейся паяц!» мало кто не назовет источника. Триумфальное шествие «Паяцев» началось с премьеры в Милане в 1892 году. Вскоре «Паяцев» поставили и в России – премьеры на европейских сценах шли одна за другой. Америка обязана славе оперы великому тенору Энрико Карузо. Фотография певца в облачении паяца Канио, бьющего в барабан, остается самым популярным изображением певца, а запись арии Vesti la Giubba в исполнении Карузо – это первая грампластинка, проданная миллионным тиражом.
«Паяцы» один из первых шедевров реалистического направления в оперном искусстве, названном в Италии «веризмом» (от «правдивый», верный»). Рассказанная юному Леонкавалло отцом-юристом история о разыгравшейся прямо на подмостках сцене ревности между мужем-актером и его женой-актрисой, в ходе которой она была им убита, потрясла Леонкавалло и надолго запала в его душу.
Он сам написал либретто, в котором с удивительной силой показал, как постепенно входит в состояние аффекта актер, ревнующий свою Коломбину к её сценическому любовнику – Арлекину. Ведь за час до начала спектакля он узнал о реальной неверности жены-партнерши по сцене и теперь невыразимо страдает, воспроизводя жизненную ситуацию, но уже на сцене и в виде фарса!
В этом весь веризм – нет перегородок между происходящим на сцене и в жизни, актеры – те же люди с их радостями и горестями. Об этом поется в знаменитом прологе, который исполняет другой паяц злодей Тонио. «Пролог», по сути, – манифест веризма. В «Паяцах» идеи веризма соединились с традиционной итальянской комедией дель арте, персонажами которой являются Коломбина, Арлекин и Пьеро, он же Паяц. Эту трагедию можно было бы с успехом поставить и в драматическом театре, но у нас опера, и впечатление многократно усиливается проникновенной музыкой композитора.
Афоризм Бернарда Шоу о том, что все оперные либретто о том, что «тенор хочет переспать с сопрано, но им мешает баритон», к «Паяцам» неприменим. Здесь теноровая партия отдана ревнивому мужу, а баритоном поет любовник. Самым знаменитым исполнителем теноровой партии паяца Канио в последние годы был Пласидо Доминго. В записи 1982 года, отрывки из которой мы посмотрим, его партнёры - сопрано Тереза Стратас и баритон Хуан Понс. Фильм-оперу поставил Франко Дзеффирелли, любители жанра считают считают эту постановку наиболее удачной.